Основная информация
Святилище Катори (Катори-дзингу), посвященное богу Фуцунуси-но Микото, находится в местечке Катори города Савара (префектура Тиба) и является важным центром религии Синто.
По легенде, Фуцунуси-но Микото сыграл большую роль в установлении мира в древней Японии, установив в ней власть Ниниги-но Микото, внука богини солнца Аматэрасу Оомиками и предка императорского рода Японии. Святилище Катори было воздвигнуто в честь Фуцунуси-но Микото, который стал почитаться как божество-хранитель государственной безопасности, промышленного развития и воинской доблести. По традиционной версии Катори-дзингу было построено в 18 год правления первого императора Японии Дзимму (т. е. в 642 г. до н. э.).
Территория святилища Катори известна как холм Камэгасэяма. На территории храма, густо поросшей кедрами, тихо и спокойно. Пейзаж, открывающийся отсюда, действительно потрясающий, так как с этого места можно видеть парковую зону Суйго и в том числе местность Итако, которая знаменита своими ирисами.
Каждые 20 лет святилище перестраивалось в соответствии с синтоистским обрядом. Кроме того, в него регулярно направлялись императорские посланцы. Все это прекрасно демонстрирует высокое значение храма Катори для Японского государства. В действительности, древние считали, что Катори-дзингу уступает по значению только знаменитому святилищу в Исэ Исэ-дзингу, главному храму богини солнца Аматэрасу. В стародавние времена только трем синтоистским храмам в Японии - Исэ, Катори и Касима - было разрешено использовать в своих названиях слово «дзингу», что означает «святилище». Таким образом, японцы традиционно высоко чтили храм Катори, и по всей стране распространились более мелкие святилища, посвященные божеству Фуцунуси-но Микото. Таких храмов ныне насчитывается около 2300, и они включают великие храмы Касуга в Наре и Сиогама в префектуре Мияги. Среди бугэйся существовал обычай совершать паломничество в храм Катори в поисках божественного вдохновления и помощи со стороны Фуцунуси-но Микото для того, чтобы достичь большего мастерства в занятиях воинскими искусствами.
В каждом классическом додзё бугэй по всей Японии существует обычай воздвигать синтоистский алтарь, посвященный божествам храмов Катори и Касима, которых они почитают как своих верховных богов и хранителей воинской доблести.
В период Мэйдзи (1868-1912) Катори-дзингу получало поддержку со стороны государства как храм первого класса и позже превратилось в одно из наиболее важных святилищ, в которых императорские чиновники собирались на религиозные церемонии в поддержку храмовых фестивалей, проводившихся с санкции императорского двора.
Даже в настоящее время 14 апреля каждого года с санкции императора в святилище Катори проходит ежегодное празднество. В этот день в храме выставляются специальные шесты со свисающими с них сложенными особым образом полосками бумаги, которые называются гохэй и являются подношением богам в синтоизме, после чего объявляется о присутствии в святилище ками. Еще одно празднество, дзинко-сай, проходит в течение двух дней один раз в 12 лет в год Коня по древнему зодиаку. На этом грандиозном событии всегда присутствуют посланцы императора. Говорят, что прототипом этого праздника послужило паломничество Фуцунуси-но Микото в восточные провинции. Этот ритуал очень сложен и проходит частью на земле, частью на воде. И все присутствующие соединяются духом в восхвалении деяний божества.