Основная информация
Весьма популярным занятием в Японии, давным-давно вышедшим за её границы, является бонсай. Бонсай - традиционное искусство выращивания карликовых деревьев.
Полагают, что начало «пейзажам в горшках» положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699-759 гг.), который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В дальнейшем стали высаживать и карликовые деревья. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева. Сам термин «бонсай» произошел от японского произношения китайских иероглифов «пэньцзай» - «выращивание в горшке». В Японии это направление известно предположительно с XI в.
Японские бонсай отличаются рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией. Какая бы причудливая форма ни была придана деревцу, оно всегда похоже на реальное большое дерево, а отточенная выразительность художественного образа вызывает в воображении тот или иной пейзаж, окружающий его.
Искусство бонсай не получило столь массового распространения, как искусство икэбана. В отличие от последнего, для создания настоящего бонсай требуется несколько десятилетий, если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет, если основой служит карликовый саженец, выросший в жестких природных условиях, например в щели горной породы. Человек, занимающийся этим делом, должен быть и художником, который сначала мысленно создает желаемый образ, и хорошим садоводом, знающим множество тонкостей, которые позволяют правильно растить деревце.
В одном из трактатов на данную тему говорится: «Беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев». Бонсай не только требуют ласкового обращения, но и сами способны вызывать в душе человека нежность, очень похожую на чувство, испытываемое к маленькому ребенку.
Первая национальная выставка карликовых деревьев состоялась в Токио в 1914 году. Выставка 1934 года, организованная в Художественной галерее парка Уэно в Токио, утвердила бонсай как полноправный национальный вид искусства. Сегодня бонсай различают по форме - прямостоящая, свисающая или каскадная, по характеру посадки - групповая, создающая атмосферу пейзажа или одинокое дерево на скале и так далее. Существенное значение придается количеству листвы, цветов, плодов. Размеры бонсай - от нескольких сантиметров до полутора метров. Наиболее популярны деревца высотой 38–65 см.
Емкость, где растет карликовое деревце, должна формой, цветом и размером сочетаться с деревцем, подчеркивать его красоту и необычность и в то же время обладать собственной художественной значимостью. Это, как правило, керамические изделия, внешне весьма простые, но часто очень старые и дорогостоящие.
В настоящее время бонсай приобрели еще один важный аспект: в сложных условиях городской жизни они являются как бы связующим звеном между человеком и Природой, общение с которой всегда имело большое значение для японцев.
Внимательное знакомство с бонсай помогает понять некоторые существенные особенности японской культуры, национального мышления, воспитывает и развивает художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе. Бонсай дал толчок к развитию еще одного направления миниатюрного художественного садоводства - сайкэй. Его основателем является Тосио Кавамото.